На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В курсе событий

28 387 подписчиков

Декабрь — страшный месяц нашей Родины. Руслан Мармазов

А ведь не очень активно 25-ю годовщину развала СССР отмечают его благодарные потомки? Во всяком случае, в нашем падком на информационные поводы обществе пока все обходится без особого громыхания речами, без бурления дискуссий и могучих выводов. Нет, имеется часть людей, для которых утрата Советского Союза — настолько личное горе, что не говорить о его ликвидации никак не получается. И тем не менее, все очень скромно. Крайне спокойно для такого эпохального события.

Бог шельму метит

Дело же, как мне кажется, вот в чем. Дата, давайте уж начистоту, не праздничная. Все или почти все, о чем предупреждали в 1991 году сторонники советского строя, в негативном смысле, разумеется, сбылось. Ни в одной из бывших республик СССР, даже и в самой мощной, с огромным запасом прочности, в России, тотального процветания не произошло. Войска НАТО стоят на расстоянии пистолетного выстрела от российских границ, причем это не Россия так близко к ним придвинулась, наоборот. На Украине глубочайший кризис и война, которой конца и края не видно. Стабильность Белоруссии и Казахстана держится исключительно за счет харизмы лидеров Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева. Каково будет без них? Никто же не вечен под луной. А закордонные специалисты уже наготове, только и ждут удобный момент, чтобы качнуть ситуацию. Кавказ — без комментариев, Средняя Азия — без комментариев. Там хватит малой искры, чтобы полыхнуло. Короче, радоваться достижениям последней четверти века не приходится.

Пока что героически и с зубовным скрежетом преодолеваем сложности, пытаемся (в случае с Россией) снова занять место великой державы, которое за СССР было по умолчанию, или (это всех прочих касается) прильнуть к сильному, чтобы подобострастно заглядывая в глаза, ждать подачек с барского стола. Прибалты тому яркое подтверждение, а нынешняя Украина — так и вовсе хрестоматийная иллюстрация.

Но и скорбеть по случаю событий 25-летней давности как-то еще не вполне принято. Чтобы широко и, желательно, официально, так уж точно. Иначе это было бы массовым признанием, что тогда, в 1991 году, сваляли грандиозного дурака. Колоссальнейшего дурня!

И все это под одобрительные похлопывания по плечу со стороны Запада и улюлюканье вдруг в одночасье возникшей (а на самом деле, долгие годы пестованной и выкармливаемой нашими идеологическими противниками) активной и эффективной либеральной прослойки. Изрядной такой прослойки, жировой…

Причем три персонажа, учинившие Беловежский шабаш, здесь даже не главные виновники, хотя рыла у них в изрядном пуху. Темный зиждитель и самый крупный бес последнего периода СССР, конечно же, Михаил Горбачев. Не зря эту шельму Бог пометил.

Рюмки заговора

Достаточно ли четверти века, чтобы все переосмыслить, взвесить и вынести холодный исторический приговор случившемуся? В принципе, более чем. Но! Давайте же понимать, что активные застрельщики сначала перестройки, затем перестрелки и, как вершина процесса, раздербанивания страны, не все еще на почетной пенсии, не все читают лекции по западным университетам и рекламируют «Луи Виттон». Есть вполне деятельные и облеченные серьезной властью персоны. Вам они прекрасно известны. Полагаете, этим деятелям не достает рычагов, чтобы гасить волну вокруг темы бесславной и нелепой концовки СССР? Я вас умоляю! У них и на много большее хватает сил и средств.

И учтите, время ведь неумолимо. Уходят свидетели тех событий, способные рассказать важные вещи, обличить и расставить акценты именно так, как требует историческая справедливость, а не диктуют публике невесть в каких ложах создаваемый дискурс. Сегодня они еще есть среди нас, могучие, античные даже советские старики со светлыми головами и коллекциями подлинных документов, бесценных свидетельств на руках. Нескольких из них мне довелось буквально пару-тройку дней тому назад видеть и слышать. Круглый стол, на котором собралось уникальное сообщество свидетелей последних дней СССР, проходил в историческом клубе «Мое Отечество» в Москве. Там я впервые увидел Анатолия Сазонова.

Этот импозантный, почтенный, густоусый, с солидной клюкой и энциклопедическими знаниями боец старой школы в свое время работал заместителем руководителя аппарата президента СССР, то есть Горбачева. Анатолий Александрович сберег для истории и опубликовал массу бесценных документов. Наступит момент, и они окажутся востребованы, вот увидите. Но и слушать его — это просто удивительно, как будто портал во времени открывается.

Среди всего прочего, профессор Сазонов очень ярко обрисовал реакцию Михаила Сергеевича на Беловежские события. Хочу поделиться этим с вами. Так вот, Горбачев попросил заместителя руководителя своего аппарата, да, высокопоставленного, но всего лишь чиновника, узнать, а что там Шушкевич, Кравчук и Ельцин делают? Нормально для руководителя такой страны, как СССР? В принципе, для этого, кстати, вполне. Сазонов навел справки, сообщил, что ликвидационная тройка готовит документ, который ставит точку в истории Советского Союза, причем рюмочкой весело отмечают каждую удачную с их точки зрения формулировку.

Горбачев поинтересовался, мол, как думаешь, что с ними делать? Тоже ничего так решительные действия президента СССР, да? Сазонов ответил, что учитывая полнейшую незаконность и преступность действий Беловежской компании, надо брать три вертолета, грузить в них «Альфу» и лететь брать Шушкевича, Кравчука и Ельцина тепленькими во всех смыслах слова. Тем более, что и охрана усадьбы, где творилось зло, обещала содействие. Михаил Сергеевич занервничал, мол, знаю я вас, сейчас порешите этих персонажей, а мне отвечать. Анатолий Александрович ответил, что и мыслей таких не было. Надо привезти их, а потом спросить народ, что делать с изменниками — выслать из страны, посадить или расстрелять? Горбачев сказал, что он так не может. Умыл руки, как говорится. И отправился на обочину истории. СССР же оказался обречен.

Казалось бы, всего один короткий эпизод, а насколько он показателен, как многое объясняет. Страшный момент, когда предательство одного человека, облеченного властью, или хорошо, не одного, а малой группы типажей, ведет к трагедии для миллионов и миллионов. Для поколений! По прошествии четверти века раны, нанесенные народу, не зарубцевались. Больше того, новые появились. Сколько времени понадобится, чтобы последствия крушения трансформировались во что-то жизнеутверждающее? Я не знаю…

Ракеты нашей безопасности

Крайне поучительно было послушать и Олега Бакланова, героя Социалистического труда, министра общего машиностроения СССР, человека, курировавшего наш ракетный потенциал. А еще Олег Дмитриевич известен как один из заметных участников ГКЧП. Не очень хорошо у этого спонтанно возникшего объединения, призванного спасти Отечество, все получилось, сами знаете. Наверное, оказались не готовы к подобному повороту событий, излишне мягкими и щепетильными себя показали, а противник в средствах не стеснялся и не церемонился… Но, во всяком случае, люди сделали попытку, не побоялись тюрем (кстати, потом были оправданы, на самом деле никакие они не путчисты, ясно же), некоторые и с жизнью расстались, оставшись чистыми перед своей совестью.

Олег Бакланов и сегодня с болью рассказывает, как приходилось отбивать каждую ракету, благодаря которым США только и считались с СССР, у Горбачева и его команды. Перестройщики щедро и с энтузиазмом все отправляли под нож. Типа, разрядка, мир, дружба, жвачка… Вот и думайте, кто предатель Родины, а кто ее защитник. Четверть века понадобилось России, чтобы только сейчас начать выходить на необходимые позиции в военных программах. А Запад все это время сложа ручонки свои шаловливые никак не сидел… И тут все логично, главного противника ликвидировали или, во всяком случае, надолго загнали на запасные пути его же собственными усилиями. Чего же этим не воспользоваться? Как говорят игроки, «у картишек нет братишек». В такой же огромной игре с грандиозными ставками, как мировая политика, этот принцип доведен до совершенства.

Прелесть яркой этикетки

Во время своего выступления Олег Бакланов допустил забавную оговорку, которая как-то даже повеселила собравшихся. Вместо «западные ценности» он сказал «западные прелести», мол, ими заманили советских людей в сложную ситуацию. А ведь это тот случай, когда оговорка точнее, чем изначально задуманное выражение.

Именно что прелести западного образа жизни! Как раз ими и прельстили, соблазнили яркими ярлыками, иллюзией либеральных свобод, отсутствием очереди за пиццей. На них и обменяли советские люди, возможно, и не самое роскошную, но гарантированно стабильную жизнь, самое лучшее в мире образование, реально бесплатную медицину, социальные программы. А еще мечты космических масштабов заменили изнурительной гонкой за копейками. Понимаю. Кому-то это очень даже нравится, но процент таких людей на постсоветском пространстве невелик. Да и далеки они от народа, если честно.

Отмотать время вспять нельзя. И вернуть Советский Союз тоже уже не получится, не надо обманываться. Но чем дальше мы будем удаляться от даты его гибели, тем более привлекательной будет выглядеть немного рычащая, но очень гордая аббревиатура СССР. Со временем все сучки и задоринки советского периода, а они, ясное дело, были, и в изобилии, отшлифуются в народной памяти. И останется романтическая картинка свершений, не золотой, нет, но добротный, стальной век отечественной истории со знаменем Победы на рейхстаге, гигантскими стройками, полетами в космос и прекрасными людьми, уверенными в завтрашнем дне.

Советский Союз имеет совершенно точные даты жизни, хоть на памятный монумент наноси: «30 декабря 1922 года – 26 декабря 1991 года». Не много, совсем не много и для человека даже, не то, что для страны. Зато это была яркая биография, полная свершений и жертвенности. Хотя и дегтя подлости с предательством в советской цистерне общенародного меда оказалось довольно, чтобы все отравить…

Есть что-то символичное, мистическое даже, чтобы не сказать ритуальное, что на заклание СССР был отправлен чуть ли ни день в день с датой своего рождения. 8 декабря его приговорили в Беловежской пуще, 26 декабря буднично констатировали смерть. Страшный месяц декабрь… Потому в нем и всякой пустяшной, суетной праздничной мишуры достаточно. Чтобы не думалось, не болело, не грустилось о том, что натворили.

Руслан Мармазов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх