На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В курсе событий

28 388 подписчиков

Морская блокада Крыма — над чем смеяться и чего опасаться

У разных стран есть различные роковые идеи-фикс. У Германии, например, таковая — нападать на Россию. У Великобритании – вести себя так, будто она по-прежнему империя. У США – незамутнённо верить, что они могут любого «вбомбить в каменный век» (что уже не раз опровергалось, но урок впрок не идёт).

Есть такая роковая идея и у современной Украины. Она сводится к тому, что ей обязательно нужно блокировать Крым. Навязчивость этой идеи не лечится никакими уроками, никакими жертвами и травмами. Вот надо блокировать – и всё!

Сколько раз пытались с 2014 года – напоминать не нужно. Отключали воду, подрывали линии электропередач – помогало слабо и ненадолго. Всем было ясно, что если ты пытаешься блокировать полуостров, то без контроля за его морской границей все попытки априори обречены на провал, да даже и не провал, а просто на конфуз.

И вот в «светлые головы» украинских стратегов пришла очередная «гениальная» идея – надо, дескать, блокировать Крым с моря!

А что, мы что-то важное пропустили? Ну, скажем, появление у Украины эдак десяточка современных фрегатов с управляемым ракетным оружием, полусотни катеров, расширение ВМСУ на порядок по личному составу и финансированию? Да вроде бы нет… У Украины по прежнему всё, что есть – это «флот закрытого моря» из нескольких ржавых небоеспособных корыт, чью реальную цену и значение все отлично увидели в 2018 году – после конфискации Россией катеров, нарушивших госграницу РФ.

И вот тут на сцене появляется Великая Украинская Хитрость – якобы можно блокировать Крым и без флота. В принципе, всё просто – с точки зрения зарубежных судов Крым остаётся по-прежнему украинской территорией, а его прибрежные воды – принадлежат Украине, которая вольна запретить туда проход любого иностранного судна, а если оно запрет нарушит – то замучить исками компанию-судовладельцу. 

И да – по ссылке можно прочесть, что подобное решение было связано с горьким осознанием факта отсутствия у Украины флота. Так прямо и сказали сенсеи бюрократического айкидо: «ВМСУ есть, а флота – нет». Ну что ж, когда-нибудь анекдот и до жирафа доходит…

Объявят ли такой «морской режимный район» вокруг Крыма и когда – вопрос, скорее, абстрактный, учитывая, что, вообще-то, основное снабжение полуострова идёт через Крымский мост, и потому активное морское сообщение с другими странами никак не обладает жизненно-важным значением для Крыма. Поэтому данный текст на сайте Радио «Свобода» стоит считать информационным вбросом для проверки реакции России на такую возможность.

Но есть, что любопытно, и другая перспектива, уже не такая безопасная и абстрактная. И она связана с тем, что у Украины таки появится флот. Точнее, не у неё самой, но появится – в Чёрном море. Американский флот.

Как все в курсе, постоянному присутствию US Navy вместе с неразлучными друзьями – Корпусом морской пехоты мешает конвенция Монтрё, согласно которой через Босфор и Дарданеллы не могут проходить военные корабли тоннажем более 45 тысяч тонн и на срок дольше 21 суток. Отвечает за её исполнение – Турция, которая контролирует Босфор. И всё хорошо, но…

Но что если американские военные корабли смогут попадать в Чёрное море… не через Босфор?

Да, пока такое невозможно. Но вполне вероятно, что уже через пять лет ситуация изменится – 26 февраля в Анкаре пройдёт тендер на строительство нового канала из Мраморного в Чёрное море. Канал «Стамбул» предполагается проложить западнее Босфора, и его глубина будет составлять 25 метров, что вдвое больше, чем нужно авианосцу США. А самое главное, канал сводит на нет всю конвенцию Монтрё – ведь корабли будут проходить уже не через Босфор!

Срок сдачи канала «Стамбул» назначен на 2025 год. Какой будет геополитическая ситуация к тому времени – можно только гадать. Но если она сохранит статус-кво на Украине и немного поменяется в Турции, то у украинских планов на морскую блокаду Крыма появляется куда больше реальных шансов если не на полный, то на частичный успех. Корабли США могут взять на себя патрульные функции и перехватывать иностранные суда в нейтральных водах, проверяя их пункт конечного следования. И это не говоря уже о том, что американские крылатые ракеты морского базирования могут оказаться в Одессе и оттуда угрожать Черноморскому флоту и сухопутным объектам Крыма.

Так что, возможно, нужно готовиться к обоим вариантам развития сценария морской блокады Крыма сильно заранее.

Григорий Игнатов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх