Россия взяла Белоруссию на буксир. Пока финансовый. Первый транш кредита в $1,5 млрд, обещанный Владимиром Путиным, будет перечислен уже в октябре. Он пойдёт по линии Евразийского фонда стабилизации и развития. Вторая часть средств поступит до конца года, а третья — в 2021 году. Об этом соотечественникам рассказал министр финансов Юрий Селивёрстов в эфире телеканала «Беларусь 1».
«В условиях, когда конца пандемии, за которой последовал бы экономический рост, пока не наблюдается, понятно, что эти ресурсы пригодятся стране на развитие», — признался чиновник. Сразу ясно, что в Минске этой помощи придают большое значение.
Мотивация России очевидна. Подставить плечо Белоруссии в тот момент, когда дела у неё идут не очень. И тем сохранить, спасти союзнические отношения. Не дать охмурить посулами польских панов, «кружевными трусиками и ЕС». Не дать превратить вполне себе цветущую страну в очередную версию Дикого поля, на котором однажды будут размещены чужестранные воинские контингенты, а то и пусковые установки, нацеленные на Москву. Цена вопроса немалая. За такое полутора миллиардов не жалко. Ссылки же на Януковича, получившего накануне своего побега из Украины аналогичный кредит от России, неуместны. Лукашенко явно сбегать не собирается.
Помнится, в России многие смеялись над перехваченной аудиозаписью польско-немецкой беседы, где президент Белоруссии назван «крепким орешком». Мол, плёнка липовая, а её изготовители всего лишь льстили Батьке, выполняя заказ. Не имея возможности проверить её достоверность, отметим, что Лукашенко и правда оказался не по зубам своим оппонентам. Во всяком случае, на данный момент. Беготня с автоматом смешна лишь интеллигентам, однобоко знающим и плохо понимающим жизнь. Батька знал, что делал. Адресатом его демонстрации были силовики. Это им было важно доказать, что президент не боится. Доказал. Пусть и в несколько гротескной форме.
Именно это обстоятельство помогло Лукашенко в целом справиться с внутренней оппозицией. Во всяком случае, по горячим следам обрушения власти не произошло. На внешнем фронте, оппонируя Западу, Лукашенко повёл себя ещё решительнее. Не особо раздумывая закрыть наглухо границу с соседями, забрать у них грузопотоки в современном мире мало кто из лидеров может. Боятся, что скажут, как отнесутся коллеги в других странах... Лукашенко не испугался, и Запад сразу «включил заднюю». Так, глава Госдепа Майк Помпео, железный Майк без страха и упрёка, трусливо слился, ушёл от ответа на вопрос, кого Вашингтон считает президентом Белоруссии.
Не менее выпукло слабость Запада стала видна в конце прошлой недели, когда на саммите в Брюсселе страны ЕС согласовали санкционный список белорусских чиновников, не включив в него Лукашенко лично. Почему? Всё просто. Согласно мировой практике, послы аккредитуются при главе государства. Можно сколько угодно «ужинать» Светлану Тихановскую, называя её президентом РБ, но аккредитовать при ней послов невозможно.
А значит, Запад потеряет рычаги для дальнейшего влияния на ситуацию в республике (в том, что там хотят додавить Лукашенко, сомнений нет). Собственно, это подтвердил Эммануэль Макрон, объяснив позицию ЕС желанием диалога.
А вот Лукашенко врезал «ответку», не пощадив европейцев. О том, что ЕС подготовил список, стало известно за полночь, а рано утром Минск уже объявил о своих контрмерах. Причём речь шла о том, что визовые ограничения Минска будут действовать и в России, ведь у нас Союзное государство. Полдня наблюдатели сомневались. Мол, как это так — санкции белорусские, а исполнять нам.
«В соответствии с союзническими обязательствами белорусский ответный санкционный список, вступивший в силу с сегодняшнего числа, начинает автоматически применяться и в Российской Федерации», — поддержала Минск официальный представитель МИД Мария Захарова.
Похоже на некую дань уважения стойкости Лукашенко. Мол, раз он держится крепко, то и нам негоже стоять в стороне. Применив к европейцам «кнут», Москва поманила и пряником. Так, глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий высказал «осторожный оптимизм» в связи с исключением из санкционного списка Лукашенко. То есть дал понять, что если в ЕС одумаются, то Россия не будет держать зла. Осталось дело за малым — одуматься и перестать лезть в белорусские дела со своим европейским уставом.
По сути, речь идёт о совместной обороне Белоруссии и России не только в чисто военном, но и в политическом и экономическом аспектах. Ответные санкции — политическое оружие. Кредит — оружие экономическое, финансовое. Об этом же — очередной форум регионов России и Белоруссии, состоявшийся 29 сентября. Ставка на прямые экономические отношения.
Из приветствия президента РФ: «С учётом той непростой ситуации, в которой оказалась Белоруссия, в том числе в условиях беспрецедентного внешнего давления после президентских выборов, хотел бы ещё раз повторить: отношения России и Белоруссии не подвержены ни времени, ни конъюнктуре».
Всё так. Когда прижмёт, сразу понятно, кто друг, а кто враг. Этот же критерий уместно применять для оценки белорусской оппозиции, которая в минувшие выходные продолжила оспаривать итоги выборов. Против них вновь применили водомёты, многие десятки задержанных... Хочется верить, что большинство протестующих действительно настроены если не пророссийски (а как ещё, язык-то русский?!), то хотя бы не пропольски. А то даже немного стыдно за сограждан по Союзному государству, управляемых и направляемых подростками из польской NEXTA. Так вот те, кто, оспаривая Лукашенко, не ищет спасения на Западе, и есть наши. И таких в Белоруссии большинство.
Сергей Аксёнов