У всех весна наступает по-разному: кому "ласточка в сени", а кто и "петуха пускает", как Петр Порошенко. Его одержимость созданием на Украине независимой от Москвы православной церкви поднялась на новый виток.
Украинский лидер на грани нервного срыва. Приближается 1030-летие крещения "Киевской Руси-Украины", как он выражается про праздник 28 июля, а украинская церковь все еще не имеет статуса поместной автокефальной и не отделена от Московского патриархата. С таким положением дел мириться больше нельзя, решил Петр Порошенко и выступил за прямое обращение к авторитету из авторитетов мирового православия – главе Константинопольской церкви. Слова своего обращения он отрепетировал на заседании Верховной рады – парламентариев, как оказалось к его удивлению, надо было еще убеждать в необходимости разрыва с Московским патриархатом!
Для этой самой убедительности Петр Алексеевич, как обычно, выбрал унизительные характеристики и бранные слова в адрес России. Он назвал Россию "залесьем", где "киевские князья опрометчиво основали Москву", и подчеркнул, что константинопольское разрешение на создание единой поместной украинской православной церкви станет "актом восстановления глубокой исторической справедливости". Непонятно, что имелось в виду под "восстановлением", потому что ничего другого, кроме Русской православной церкви, признанной мировым православием, на Украине в "исторически глубокие" времена не было. Но раз Порошенко сказал: "из Царьграда пролился на нашу благословенную землю свет христианской веры", – то так оно и было. И в Царьград – он же Константинополь, он же Стамбул – и надо писать жалобы на Москву.
Идея просить защиты от Московского патриархата у Константинопольского православного патриарха (титулованного и Вселенским патриархом) родилась у Петра Порошенко не сегодня. Его пробило на это почти год тому назад, когда он заявил: "Именно от Константинопольской церкви мы ожидаем признания автокефалии украинской церкви – равенства с другими поместными православными церквями". Тогда Петр Алексеевич получил "вежливый отказ" и где-то внутри себя, видимо, решил, что вселенскому патриарху надо подумать. И вот теперь, тоже где-то внутри себя, надо полагать, украинский президент определился: у главы Константинопольской церкви было достаточно времени на размышление, чтобы "созреть" и выдать Киеву долгожданный томос, то есть разрешительный указ.
Однако за неполный год в православных церковных канонах ничего не изменилось. Как известно, православный канон – самый консервативный, ортодоксальный. Ну как его атаковать? Порошенко, конечно, кое-что предпринял. Он обзавелся "бумажками", которые, очевидно, представляются ему "броней"! Во-первых, это поддержка обращения к вселенскому патриарху со стороны Верховной рады. Пусть не единодушная, но большинством голосов. Ну разве мнение украинских парламентариев не должно приятно удивить патриарха Варфоломея?.. Однако, увы, представители светской власти в таких вопросах вообще никак не котируются, особенно власти той страны, где Церковь отделена от государства, как на Украине.
Может быть, важнее вторая бумажка? Ведь она подписана уже церковными, а не светскими деятелями, – Порошенко заручился и архиерейской поддержкой! Беда только в том, что это все архиереи неканонических украинских церквей. Так что тоже мимо, потому что для решения вопроса об автокефалии УПЦ необходимо предъявить единство мнения всех православных епископов Украины, признанных мировым православием: повторим, не каких-то там двух "прикормленных", "карманных", а абсолютно всех. И вот такой бумажки у украинского президента не будет никогда.
Главное же заключается в том, что согласно канонам даровать автокефалию может только "церковь-мать", и для Киева это не Константинопольская, а Русская православная церковь, что бы там не плел Петр Алексеевич про то, кому первому пролился "свет из Царьграда". Так что извините, ваш томос поставлен на тормоз.
Ольга Бугрова, радио Sputnik