В курсе событий

28 773 подписчика

Свежие комментарии

  • Вячеслав Федчук
    Перевести на сторожевую службу с повышения в звании до контр-адмирала-уверен - не хуже шумерского нежуйпапы-с-мамой б...Символ Крымского ...
  • Елена Смирнова
    конечно, причем обязательно, он всё уже обдумал, только время еще не наступило!"Путин ещё удивит...
  • Евгений МакЛауд
    ключевая фраза - На руках населения скопилось ОЧЕНЬ много наличных денег. Там где то статистически 80 тысяч моих дене...Шоки, деноминация...

Поезд тронулся. Дмитрий Лекух

Поезд тронулся. Дмитрий Лекух

Собственно говоря, начиная со вчерашнего дня чисто географическое воссоединение Крыма с остальной Россией можно считать официально законченным. Фирменный железнодорожный поезд «Таврия» №007А (легендарная когда-то «семёрка»), который отправился с Московского вокзала балтийской столицы России города-героя Санкт-Петербурга в Крым 23 декабря, в среду, 25 декабря прибыл на конечную станцию следования — железнодорожный вокзал Севастополя, города русской черноморской славы.

И вот как хотите, но в этом был какой-то свой, особенный символизм.

Может быть, в том, что если весь остальной Крым в результате той героической для крымчан «русской весны» наконец-то долгожданно вернулся в Россию, то Севастополь вместе с русским Черноморским флотом из неё как бы особенно и не выходил: это действительно особый регион, в котором, несмотря на прекрасное море, великолепные исторические раскопки и красивые виды, не так много курортного. Я когда-то из-за этого в него сходу влюбился.

Строгий город. Военно-морской.

И тем не менее лично для меня, наверное, одно из самых лучших туристических впечатлений (а я немало поездил по миру) — это кружка лёгкого, светлого и прохладного пива, выпитая неторопливо жарким весенним деньком в летнем кафе с видом на Графскую пристань.

В обществе, если мне склероз не изменяет, хорошего поэта Игоря Караулова, с которым мы там, кстати, и «развиртуализировались» на каком-то литературном фестивале. Было это вскоре после воссоединения, набережная старомодно пестрела военно-морскими мужчинами и девушками в ярких коротких платьях, а ещё холодное и по весне неприветливое Чёрное море равнодушно помнило все.

Это было просто как внезапное возвращение на родину, но уже не славного города Севастополя. А просто (извините, мое личное) будто мы вместе с Крымом и Севастополем возвращались в свою страну.

А перед этим я ещё побывал и в Херсонесе, в котором последний раз был, ещё когда мы там копали, в далёкие студенческие времена.

И вот вы как хотите, но даже мне, природному москвичу, было понятно и, если хотите, «правильно», почему первый поезд в Крым по новому, уникальному мосту даже чисто символически должен был прийти именно из военно-морского Санкт-Петербурга в военно-морской Севастополь. И почему именно зимой.

Туризм, который для возвратившегося на родину региона, безусловно, важен ничуть не меньше, чем военно-морская составляющая, — туризм будет потом. Этот райский полуостров всегда был слишком серьёзным не только туристическим, но и геополитическим призом, не случайно за него пролилось столько крови самыми разнообразными народами и в самые разнообразные времена: даже легендарная и кем только не воспетая трагическая британская атака лёгкой кавалерии случилась именно здесь. И если уж мы сюда по-настоящему вернулись и менять данный статус-кво не намерены, то и вопросы безопасности для нас будут первичны. К тому же военные корабли в Севастополе туристам совсем не мешают, а, как бы это сказать помягче, к досаде многих строгих местных жителей, скорее, даже наоборот.

Но это всё так, лирика.

А если серьёзно, то событие, в иные, более романтические времена непременно названное бы стройкой века, действительно коренным образом меняет ситуацию в регионе даже чисто географически: теперь Крым можно снова и окончательно считать полуостровом, только не украинским, а через мост связанным непосредственно с большой, материковой Россией.

Транспортный коридор окончательно пробит, Республика Крым и город Севастополь теперь чисто логистически просто обычные (хоть и со своими уникальными особенностями) регионы большой страны. Из этого надо теперь и исходить.

И, кстати, внедрять федеральные управленческие стандарты: с этим в Крыму (это признают и сами крымские власти) дело пока обстоит далеко не так, как хотелось бы. Но это другой вопрос.

Пока же главный экономический вопрос к региону звучит хоть и куда более приятно, но это только на первый взгляд: в этом году полуостров ставит очередной рекорд по количеству туристов. Декабрьские данные пока, естественно, не готовы, но уже известно, что за январь—ноябрь 2019 года в Крыму отдохнули 7,2 млн человек и эти показатели примерно на 10% выше, чем за аналогичный период 2018 года.

И вот теперь вопрос: а готова ли нынешняя крымская курортная инфраструктура к такому резкому росту туристических потоков? Причём, что очевидно, в семейный и бюджетный сектора. Которые среди специалистов, безусловно, считаются, с одной стороны, самыми надёжными, долгосрочными и благодарными. Но с другой — требовательными, прагматичными и вообще наиболее сложными в работе. Это обычный курортник хлопнул стакан холодной белой «Массандры» и пошёл на пляж загорать, купаться и знакомиться с девушками. А у семьи, особенно с маленькими детьми, немного другой набор требований к комфортному отдыху, и это надо предельно чётко и предельно жёстко понимать.

И следующий, 2020 год плюс ещё 2021-й, пожалуй, видятся тут для крымской туристической и курортной инфраструктуры самым настоящим испытанием: именно за эти годы должны более или менее окончательно оформиться туристические потоки в регион. Дальше экстенсивно развиваться будет уже невозможно. А готов ли регион к полноценной (даже внутрироссийской) конкуренции (Анапа с Геленджиком и Кабардинкой тоже не дремлют, а Сочи уже ушёл так далеко вперёд, что за ним и гоняться бессмысленно, да и некоторые другие российские регионы уже сумели почувствовать вкус лёгких туристических денег и так просто свой кусок никому не отдадут) — очень большой вопрос. Ответ на который мы с вами примерно за это, указанное выше время и должны будем, видимо, получить.

В принципе, с одной стороны, у Крыма есть всё, чтобы стать настоящим туристическим раем не только для нашей страны: мягкий и здоровый климат (Чехов в Ялту уезжал, напомним, не для удовольствия, а чтобы лечиться от чахотки). Чистое, ласковое море. Отличная еда и выпивка. Кстати, это немаловажно: для тех же англосаксов, к примеру, это вообще едва ли не главный критерий выбора места для отдыха. Готовят на их острове отвратительно, людей можно понять.

А тут тебе выбор — от барабульки до знаменитой крымской татарской баранины, через всеразличные керченские селёдочки, красный крымский лук и прочие чебуреки. Да и вина, честно говоря, отменные.

Великолепная, безумно интересная история, только в средневековый период вместившая в себя и коварных ромеев-византийцев, и готских королей, и свирепых русских князей из недальней Тмутаракани, и романтических генуэзских рыцарей-разбойников, развалины мрачных замков которых до сих пор приятно пёстро разнообразят радостный местный пейзаж. И татарских ханов, и разбивших их наголову войск блистательной русской императрицы Екатерины Великой.

И все, как сейчас гордо говорят в Севастополе, три обороны великого русского морского города: в Крымскую, в Великую Отечественную и сейчас, когда они, как считают, сохранили себя и город для России. И чем справедливо горды.

А есть ещё и древний Херсонес, развалины которого я когда-то копал. Да много что есть, включая в первую очередь гордых русских людей, русских — вне зависимости от этнической и/или конфессиональной принадлежности, реально ведь сохранивших, насколько это было возможно, этот край для большой России. И как-то странно их после этого по-другому называть.

Вот только надо помнить, что все природные, исторические, человеческие ресурсы — это не конечный результат, а только исходный материал для необходимого настоящего развития региона.

И справятся ли с этим и нынешние региональные власти, и нынешние предпринимательские и бизнес-структуры, многие из которых имеют (в этом нет их вины — это беда, реально) украинский опыт ведения дел, — вопрос, на который лично у меня пока что, к сожалению, нет ответа.

А не справиться просто не имеют права. Потому как они тоже сейчас, с окончательным вводом Крымского моста, полноценная часть России. А это не только особая гордость, но и особый спрос.

Дмитрий Лекух

Источник ➝

Картина дня

))}
Loading...
наверх