На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В курсе событий

28 388 подписчиков

Ничего личного, только разведка: под прикрытием пассажиров на борту

"Я ему в форточку хвост со звездой засунул, а он морду отворачивает!" Донесения перехватчиков были нервными. Боинг-707 не реагировал на предупреждения. Шел в сторону засекреченного Североморска. 20 апреля 1978 года по нему выпустили советские ракеты "воздух – воздух".

Авиалайнер принадлежал южнокорейской компании. Летел из Парижа в Сеул. На нем было 97 пассажиров и 12 членов экипажа. Двое погибли. Самолет сел на лед озера в карельской тайге, его быстро обнаружила поисковая группа. Почти все пассажиры сразу попросили спиртного. Мужчины – еще и женщин. Для снятия стресса.

Чьи нервы железнее?

Стресс был, прежде всего, у командира звена перехватчиков. Истребители заступили на боевое дежурство в 21.00. Зона ответственности – большой участок советско-финской границы. Прошло 7 минут покоя, на восьмой поступил сигнал тревоги. Нарушитель советского воздушного пространства двигался в сторону Кольского полуострова. В апреле там проходили масштабные учения. Но и без них это была "любопытная" территория: крупная база стратегических бомбардировщиков и разведчиков ВМФ СССР. Боинг не отвечал на вопросы диспетчерских служб, его экипаж долго игнорировал визуальный контакт. Советские истребители один за другим подходили к самолету со стороны командира и качали крыльями; включали форсаж и пересекали курс "перед самым носом"; "приклеивались" к хвосту. Боинг не подавал признаков жизни даже тогда, когда ракета пробила фюзеляж. Наконец перехватчик подошел почти вплотную и накрыл его левое крыло своим правым. После этого южнокорейский пилот всерьез испугался столкновения. Самолет начал снижаться.

Когда отпираться бесполезно

На допросе командир Боинга-707 сначала говорил о поломке навигационных приборов. Потом все же признался в истинных целях полета. Рассказывает военный аналитик, полковник в отставке Александр Жилин:

"Это была спланированная разведывательная операция. Ее решили провести, как только стало известно о модернизации советских сил ПВО. В СССР тогда поступили на вооружение принципиально новые радиолокационные станции, и это очень многих волновало. Некоторые американские политики позднее подтвердили то, что было доказано советской разведкой: ничего случайного в инциденте 20 апреля не было".

В тот день вблизи Кольского полуострова крутилась еще пара воздушных нелегалов производства США – Боинг RC-135 и "Орион"; над районом учений засекли и шесть разведывательных спутников. Действия советских летчиков признали абсолютно правильными.

"Они соответствовали тому, что было прописано в международных договоренностях о международном воздушном движении", – подчеркнул Александр Жилин. Ведь никто никогда и нигде не может точно сказать: что именно находится в воздушном судне, которое нарушило вашу государственную границу.

Ольга Бугрова, Радио Sputnik

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх