В курсе событий

28 761 подписчик

Свежие комментарии

  • кайрат маминов
    Объелись своих яблок до умопомрачения, вот и понесло их до бреда сивой кобылы.Myśl Polska: след...
  • Сергей Полосов
    Ну Ржачь Посполитый, он всегда неадекватно оценивал свое значение и свои возможности... Стоит ли всерьез воспринимать?Myśl Polska: след...
  • Евгений Курочкин
    ДА УБЕРИТЕ ЭТУ БАБУ С ИНЕТА - ТОШНИТ И НАВАЛЬНОГО.Тихановская предл...

"Бери и иди": Сбербанк поможет американцам заработать в России ещё больше

"Бери и иди": Сбербанк поможет американцам заработать в России ещё больше

Сбербанк и американская платёжная система Visa намерены открыть в России магазины нового типа – без продавцов и касс. Покупатель просто будет брать товары с полки и уходить, а деньги спишутся автоматически после анализа системой слежения. В чём опасность этого проекта?

Ни для кого уже не секрет, что Сбербанк окончательно превращается из просто крупнейшей кредитной организации страны в огромную цифровую госкорпорацию, которая разворачивает бурную деятельность практически во всех сферах. Сбербанк – это интернет-магазин "Беру" и сервис доставки "СберМаркет", это идея создания "умной колонки", это "Сбербанк-онлайн", который знает всё о ваших тратах и подталкивает к совершению дополнительных операций по карте при помощи бонусной программы "Спасибо".

Сбербанк – это также сервис по поиску и вызову врача на дом DocDoc, это "Яндекс.Деньги" (контрольный пакет куплен у "Яндекса" в 2017 году). Это несколько десятков инвестиционных и лизинговых компаний (например, бывшая "Тройка Диалог"), страховые компании "Сбербанк страхование" и "Сбербанк страхование жизни", а также телекоммуникационная компания "Сбербанк-Телеком". Сбербанк владеет строительными компаниями "Рублёво-Архангельское", "Красная поляна" и "Сбербанкстрой Холдинг", который ранее назывался "Интеко".

Есть у Сбербанка даже свой автосборочный завод "Дервэйс".

Новым стартапом Сбербанка теперь должны стать магазины без касс и продавцов, создавать которые по западному образу и подобию учреждение Германа Грефа будет совместно с американской платёжной системой Visa. Принцип такого магазина позаимствован у Amazon. Разумеется, реализовываться эта дерзкая идея будет при помощи продвинутых систем слежения за покупателем.

Бери и иди

О создании новой системы оплаты представители Сбербанка объявили 20 мая. Как ожидается, магазин будет оснащён технологией компьютерного зрения, которая будет следить за количеством и типом товара как на полках, так и в корзинах покупателей. После того как клиент покинет магазин, с его карты Visa будет списана стоимость покупок, на телефон придёт push-уведомление о покупке, а электронный чек – на имейл-адрес.

Как заявляют создатели системы, для её использования необходимо будет скачать приложение Take&Go от Сбербанка, а на входе в магазин просканировать QR-код, отметившись, что ты пришёл и начал делать покупки.

Более того, сейчас новая система уже работает в одном из московских магазинов сети "Азбука Вкуса". Менеджеры супермаркета заявили, что при помощи системы удалось достичь главного – серьёзно сократить количество случаев воровства товаров. Ведь пришедший в магазин покупатель оказывается "под колпаком" "умной" электронной системы слежения, и если человек возьмёт товар с полки, то он так или иначе  за него заплатит.

Разумеется, далеко не все покупатели будут пользоваться новой системой, однако при помощи слежки можно будет легко вычислить вора, покупающего товары "по старинке", пытаясь пронести их мимо кассы.

Создатели системы почему-то указывают на решение проблемы воровства, как едва ли не на основную задачу такой системы, хотя понятно, что она сулит большие выгоды как непосредственно Сбербанку, так и магазинам.

Как указал РБК, внедрение новой системы для торговой точки обойдётся не менее чем в 500 тыс. рублей, ведь в каждом магазине необходимо будет установить серверное оборудование. Устанавливать его будет в магазинах Сбербанк, как он уже это делает со своими онлайн-кассами, получая прибыли затем и на эквайринге.

Сама система "бери и иди", по идее, должна подталкивать людей к совершению большего числа покупок, ведь покупать продукты в супермаркетах станет ещё проще и быстрее. Это должно увеличить поток покупателей, и, как следствие, выручку торговых точек и комиссионные прибыли Сбербанка.

В чём могут быть проблемы?

На самом деле превращение супермаркета в "режимный объект" с тотальной слежкой за покупателем – это часть процесса формирования цифрового профиля гражданина. Сбербанк, если вы его клиент, знает, например, ваши паспортные данные, но пока при бесконтактном платеже он получает информацию лишь об общей сумме покупок в том или ином магазине.

При введении системы слежения Сбербанк сможет анализировать не только общую сумму покупок, но и предпочтения. В дальнейшем эта персональная информация может быть использована для продвижения товаров и услуг. Так, любителю определённой категории товаров могут впоследствии поступать персональные предложения по скидкам, чтобы заработать на таком покупателе ещё больше. Не говоря уже о том, что данные цифрового "покупательского профиля" гражданина затем могут быть как украдены, так и попросту проданы третьим лицам или аналитическим агентствам, изучающим спрос.

Ещё один опасный момент состоит в монополии Сбербанка. Ведь система магазина "бери и иди" делается этим банком, который так или иначе будет подминать под себя эквайринг в торговых точках. Если магазин захочет стать "умным", то он будет договариваться со Сбербанком и платить ему комиссии за операции.

Наконец, речь идёт об американской компании Visa. Предполагается, что покупать по принципу "бери и иди" человек сможет, имея карту именно этой платёжной системы, пусть это даже не карта Сбербанка. В связи с этим и возникает главное подозрение в том, что Сбербанк, таким образом, продвигает на российском рынке интересы американской Visa, подталкивая людей к покупке её карт, потому что выгодно это и ему самому.

Ведь речь не идёт о российской Национальной системе платёжных карт (НСПК) с картами "Мир", хотя именно на такие карты в России уже перешли все бюджетники, пенсионеры и люди, получающие социальные выплаты. Сбербанк словно говорит им: покупайте карты Visa, если вы хотите пользоваться "цифровыми" магазинами. Хотя банк № 1 в России, ставший фактически госкорпорацией, по идее, должен был ориентироваться, прежде всего, на национальную платёжную систему, а не на американскую.

В США же такую систему внедряет Amazon, открывший ещё в 2018 году первый магазин Amazon Go. Тогда же появились и первые проблемы, когда система видеонаблюдения неправильно считала товары, включая в виртуальную корзину то, что человек и не думал покупать. Кроме прочего, остаётся открытым и вопрос цифровой безопасности. Если вдруг у человека украли телефон, то этого будет вполне достаточно, чтобы совершать от его имени покупки в магазинах, ведь никакой карты или пин-кодов для этого не нужно.

Проблемное будущее

Как рассказал Царьграду сопредседатель и юрист Союза потребителей России Антон Недзвецкий, у самих магазинов растёт интерес ко всевозможным современным способам покупки и оплаты товаров. В качестве примера он привёл кассы самообслуживания, которые стали уже привычным делом для крупных супермаркетов. К этому их способна подтолкнуть и пандемия коронавируса.

"С учётом сложившихся условий и пандемии коронавируса этот формат может показаться интересным и перспективы у него есть. Нечто подобное уже активно продвигается рядом торговых сетей при помощи касс самообслуживания. Это дальнейший шаг в развитии электронного обслуживания", – уверен он.

Недзвецкий отметил, что на первых порах систему будет реализовывать Сбербанк, но затем в интересах конкуренции к этому могут подключиться другие банки, а также могут быть привязаны карты и других платёжных систем.

"Более важен формат обслуживания, а способы разовьются так или иначе. Если на такой формат перейдут ретейлеры в массе, то будут проходить все способы оплаты, включая бесконтактные. Это технический вопрос. Сбербанк у нас передовик в цифровых идеях, но пока непонятно, как точно на это отреагирует рынок", – сказал эксперт.

Вместе с тем он обратил внимание и на проблемы для покупателей. По его мнению, схемы обмана покупателей при цифровом подсчёте стоимости покупок никуда не денутся, а даже могут стать более изощрёнными. Причём обман магазина будет доказать сложнее.

Такое есть и до сих пор. Когда человек видит на полке один ценник на товар, а на кассе ему пробивают по совсем другой цене. Если на кассе он поднимает скандал, то перед ним извиняются за ошибки. Это в расчёте на то, что большинство покупателей чеки не проверяют. Сейчас в корзине тоже могут оказаться товары по другой цене, хотя чек потом всё равно будет приходить на смартфон, – сказал он.

Недзвецкий отметил и риски цифровизации покупательских предпочтений граждан. По его мнению, Сбербанк, действительно, получит доступ к чекам и предпочтениям людей, что потом может быть использовано в таргетированной рекламе.

"Человек становится объектом для таргетированной рекламы. Если Сбербанк будет обладать данными о том, что человек покупает, то его цифровой образ покупателя будет храниться и будет обработан. Причём это может касаться и более серьёзных товаров, чем, например, молоко", – считает эксперт.

Таким образом, на российском рынке и правда вскоре может появиться новая система покупки и оплаты товаров в супермаркете. Беда только в том, что в этом Сбербанк копирует технологии Amazon, понимая, насколько выгодно занять эту нишу сейчас. Делается это при помощи американских технологий платёжной системы Visa, для которой данные по чекам жителей России также будут раскрыты. Цифровизация всех сфер жизни продолжается, снова от Сбербанка, но уже по-американски.

Кучер Егор

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх